Размер шрифта:  A  A       Цвет сайта:  A A       Сбросить
Возрастной рейтинг 6+

тел. 22-55-62

тел./факс 26-44-86

Настройка параметров отображения версия для слабовидящих

События школы
30 октября 2013

Открытый конкурс-игра «Грани Творчества»

Управление культуры администрации городского округа города Рыбинска и МОУ ДОД Детская художественная школа 30 октября 2013 года провели открытый конкурс-игру по изобразительному искусству среди учащихся подготовительных групп детских художественных школ и детских школ искусств Ярославской области.

Задачами конкурса были: развитие творческого потенциала учащихся, содействие расширению их деятельной активности, воспитание любви и заинтересованности в занятиях творчеством в учреждениях дополнительного образования; повышение методического уровня педагогов изобразительного искусства и обмен опытом. Конкурс подразумевал командное участие от каждого образовательного учреждения, что в конечном итоге предполагало оценивать группу учащихся и их умение работать вместе, составить представление о среднем уровне подготовки, а также сравнить возможности учащихся разных школ области.

В конкурсе приняли участие воспитанники семи учреждений из городов: Данилова, Углича, двух школ Ярославля (ДШИ им. Е.М. Стомпелева и ДШИ №4) и трех школ Рыбинска (ДХШ г. Рыбинска, ДШИ №5 и №6). Перед конкурсом прошло знакомство команд, где учащиеся представили себя и свою школу в театрально-игровой форме с костюмами и музыкой. Хочется отметить, что выступление предопределило многие моменты будущих конкурсов и обозначило «грани творчества». В краткой и игровой форме, с привлечением костюмированных элементов из бумаги и ткани, ребята команды г. Данилова рассказали о видах искусств. А учащиеся ДХШ Рыбинска в стихотворной форме раскрыли безграничные возможности красок и цветовой палитры.

Разработчиками программы конкурса, содержаний конкурсных заданий и порядка их проведения стали преподаватели ДХШ г. Рыбинска. Ими были подготовлены творческие задания по различным направлениям, охватывая все виды изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура) и знания по теории и истории искусства. По сравнению с первый подобным конкурсом авторы поставили задачу уровнять возможности детей, сузив границы возрастной категории учащихся, подготовительных и начальных классов школ искусств – 10-11 лет.

Конкурс «Чудо-дерево» (преподаватель Т.С. Ртищева) предполагал выполнение задания с использованием начальных знаний теории искусства, и рассчитывалось на общеобразовательный уровень ребят. Рассказывая о задании конкурса, педагог в образной форме обрисовала многообразие мира искусства, и подтолкнула учащихся в вопросно-ответной форме самим сформулировать виды искусств, обозначив их как «ветви и листья дерева искусств», ответить на вопрос кто тот, человек, что «взращивает это дерево», и где питаются корни «дерева». Методическая подача материала для начальных классов и образное решение этой темы, понравилось педагогам, сопровождавших команды. Думается, многие преподаватели воспользуются идеей Т.С. Ртищевой, представить сложный теоретический материал «многообразие искусства» «в виде дерева, корнями уходящего в окружающий мир».

Важными навыками, приобретаемыми учащимися художественных школ, являются возможности различать тонкие нюансы цвета. Знания гармоничных сочетаний различных оттенков красок они должны использовать при создании колористического единства композиций живописных работ. На выявление знаний и умений в этой области были рассчитаны творческие задания конкурса «Торопись, да не ошибись» (преподаватель О.М. Архипова), где предусматривалось решить несколько небольших задач для тренировки в области теории цвета в живописи. Конкурс состоял из двух заданий: более легкого – создание простого цветового спектра, и усложненного – распределение цветов на теплые и холодные, результат каждого оценивался отдельной оценкой. Методические пособия О.М. Архиповой заинтересовали педагогов всех школ.

Первым этапам творческого конкурса было задание по объёмному моделированию «Бумажные скульптуры» (преподаватель Н.Д. Малафеев). Наглядно продемонстрировав возможности использования бумаги для создания объемных конструктивных элементов, Н.Д. Малафеев на глазах учащихся создал скульптуру лошади на постаменте. Детям необходимо было придумать свой образ животного и исполнить задуманное в материале. Задание потребовало от учащихся умения пространственного-конструктивного мышления, знания основ формообразования, слаженного и согласованного действия для создания целостного объемного арт-объекта из бумаги в ограниченное время. Творческий процесс увлёк всех учащихся, зрителей и педагогов.

Конкурс «Собери зверушку» (преподаватель Е.К. Бахвалов), несмотря на игровой характер, был нацелен на выявление умения конструктивно мыслить, грамотно размещать графическое изображение на листе бумаги, продемонстрировать возможности строить согласованные действия членов команды для создания единой картины от частного к целому. В результате оценивалась и скорость выполнения задания, и создание в работе целостного образного решения, и композиция в листе.

При выполнении задания «Карнавальный костюм» (преподаватель С.В. Соловьёва) учащиеся смогли проявить свою фантазию и живописные способности. Здесь нужно было продемонстрировать и композиционные приёмы, и владение цветом при создании колористического единства, и технические возможности. Широкая возможность фантазировать при выполнении работ, позволила детям проявить свои умения и навыки использования различных материалов для решения живописной задачи.

При выполнении конкурсного задания «Штурм ассоциаций» (преподаватель А.В. Яблокова) учащиеся команд должны были показать свои ассоциативные представления в виде текстов и рисунков. Необходимо было связать в единое целое слово и образ, понятие и символ, фантазию и краски. На первый взгляд не сложное задание, потребовали от ребят вспомнить как можно больше значений простых понятий: «дружба» и «творчество». Участники конкурса активно включились в процесс отображения образа слова с помощью графических материалов. Задание-игра напоминало своеобразный «мозговой штурм по созданию логотипа или дизайнерского знака», где приветствовались все варианты, ёмкие и в тоже время многообразные.

Все этапы конкурса были четко просчитаны по времени. Жюри конкурса, состоящее из педагогов всех школ-участников (руководители приехавших команд), записывало результаты в оценочных листах объективно и не предвзято. По итогам конкурса многие команды набрали близкое по значениям количество баллов, что говорит о равномерном уровне учащихся школ искусств. Учащихся разных школ области увидели работу своих сверстников, смогли сравнить себя с другими и получили непредвзятую оценку со стороны.

Игровые моменты заданий гармонично сочетались с серьезной проверкой образовательного уровня, создавая непринужденную и конструктивную обстановку. Педагогические приёмы организаторов конкурсных занятий учитывали возрастные психологические особенности школьников, предлагая проявить фантазию и показать теоретические и практические знания и умения. Пожалуй, наиболее ценным моментом конкурса являлось гармоничное сочетание разных заданий в целостном комплексе, выявляющем в каждом из учащихся свои творческие способности и возможности.

Каждое задание проходило в игровой форме, было методически продумано, рассчитано на различные творческие возможности в разных областях искусства. Важным итогом подобных встреч стал обмен опытом педагогов школ искусств, средствами и методами педагогической деятельности. Организаторы конкурсных заданий поделились с подготовленным дидактическим наглядным материалом.

Коновалова Н.Е.,
Председатель жюри конкурса – научный сотрудник Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Протокол решения конкурсной комиссии:

  

Фотогалерея конкурса: