События ДХШ

Выставка работ Петра Потурая в Тутаеве

С 8 февраля по 11 марта прошла выставка памяти рыбинского художника-педагога «Пётр Потурай (1940–2016) известный и неизвестный» в МУ «Социальное агентство «Молодежный центр «Галактика» в городе Тутаев. На выставке были представлены живопись, графика и чеканка Петра Владимировича. Куратором выставки выступила преподаватель ДХШ г. Рыбинска Татьяна Дмитриевна Потурай, а замечательную статью-приглашение к выставке написала Мануилова Татьяна Ивановна, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Потурай Пётр Владимирович.

C 1963 по 1968 годы — время обучения в Ярославском художественном училище, с 1969 по 2002 годы — директор детской художественной школы города Рыбинска, с 2003 по 2016 годы — преподаватель рисунка. Пётр Владимирович — заслуженный работник культуры РФ, участник многих художественных выставок — это анкетные данные, формальное знакомство с личностью.

Для тех, кто хорошо знал и помнит Петра Владимировича, прежде всего это был мудрый и всё понимающий человек, большой профессионал в том, чему он посвятил свою жизнь: живописи, графике, скульптуре и, конечно, педагогике. Мне думается, что лучшей характеристикой Петра Владимировича является его «Автопортрет», в котором психологизм, определённая драматургия образа и замечательная живопись: мощная, мазистая, выполненная на одном дыхании.

В целом, ранняя живопись художника (70–80-е годы) отличалась декоративностью, нарядностью больших цветовых плоскостей: «Портрет в красном» (1979 г.), «Красные маки» (1976 г.), «Женский портрет» (1976 г.). В поздних работах появляются многочисленные технические приёмы, тонкие и сложные цветовые отношения: «К осени» (1995 г.), «Подсолнухи» (2005 г.). У самого художника существовало некоторое умаление своего живописного труда. Он считал, что есть мастера — слава нашего искусства и ими уже всё сказано, написано.

Однако у Петра Владимировича было совсем иное отношение к графике. В разрозненных, найденных в старых папках основательных рисунках и мягких «почеркушках» весь художник.. Это его многочисленные эссе по поводу жизни: осуществившиеся события, воображаемые и переживаемые. Складывается впечатление, что рисунки видятся художником сразу и в целом — с идеальной композицией, в конкретном графическом варианте — в карандашном исполнении, или пером: «Детство», «Красавица», «Отдых короля». Замечательный рисунок пером — голова человека в венке из листьев «Украинский фавн».

Есть графика фантасмагорическая — изображение коня на равнине, летящий вслед за самолётом человек. Что это? Современный Икар?  Об этом знал только художник. Рисунков множество, так как рисовал Пётр Владимирович постоянно. Думается, что эти идеально выстроенные изображения — сугубо личная часть творчества художника — графически оформленный исход того, чем полнилась душа этого неординарного человека.

В целом всё, что представлено на выставке — чеканки, живопись, графика, ювелирные изделия — созданы художником-универсалом, который знал и понимал возможности каждого материала, с которым он работал. Он умел всё — от станковых работ до декоративных, филигранных ювелирных украшений (гривна «Весна», колье «Букет» и пр.). Для него не было мелочей в творчестве — от грунтовки холста под живопись до выполнения застёжки в украшении. Работы Петра Владимировича Потурая — образец вкуса и мастерства, посыл в будущее для молодых художников, которых он воспитывал большую часть своей жизни. «Хорошо сделанная вещь — радость навсегда» — сказано мудрым человеком. Это высказывание полностью подтверждается творчеством П. В. Потурая.

Фотоотчёт с открытия выставки: