ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«БЛАГОДАРЮ МОИХ КОЛЛЕГ ЗА ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ ТВОРИТЬ»

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Моя первая встреча со школой произошла еще в детстве, скорее сказать в отрочестве (тогда мне было 14 лет). Наша семья в то время только что переехала в Россию из Узбекистана. Я мечтала стать художником. И очень благодарна родителям, которые, выбирая постоянное место жительства и работу для себя, искали город, имеющий художественную школу. И выбор пал на Рыбинск! Моя душа пела, а сердце трепетало, когда мы шли подавать заявление на учебу. Меня записали в класс Александра Григорьевича Патракова — замечательного преподавателя и талантливого художника. Он смог зажечь в нас, его учениках, огонек творчества, энтузиазм настоящего художника, человека ищущего, не останавливающегося на достигнутом. Александр Григорьевич всегда подзадоривал нас, подбивая ходить на этюды, учил нас композиционно и нестандартно мыслить, преподнес и раскрыл нам мир изящный и тонкий — мир гравюры (под его руководством мы пробовали печатать офорты и делали линогравюру). А чего стоили нам пленэрные походы! Столько позитива, столько общения у костра, палатки — и рисование, этюды — и «комары да мошки»! Незабываемые впечатления и учеба! В классе Патракова я отучилась три года, поступив затем в Ярославское художественное училище.

Училище подготовило меня к самостоятельной жизни в творчестве и педагогике, и после его завершения меня распределили в Тутаев (Романов-Борисоглебск) на работу в местную детскую художественную школу. По истечении десятка лет моя вторая встреча с Рыбинской школой состоялась, как говорится, «волею судеб». Я переехала в Рыбинск и, задумываясь о месте работы, пришла в ДХШ, чтобы отдать сюда учиться двух своих дочерей. Но как в детстве, не смела задать вопрос о собственном трудоустройстве. И о чудо! Вопрос об этом задала мне завуч школы Т. И. Мануилова: «А работать где планируешь?». «Да не знаю пока, может, в общеобразовательную пойду…». И тут прозвучало то, о чем я сама робела даже предположить: «А может, к нам преподавателем?» Ответ был однозначным! В 1999 году педагогический коллектив школы принял меня как родную дочь.
Многолетний опыт работы с детьми в специализированном учреждении культуры накладывает свой отпечаток на человека. Думаю, что на мне он отразился в полной мере. Обоюдный контакт ребенка и педагога подталкивает к самосовершенствованию, вдохновляет на творчество, адаптирует к современной действительности, держит в тонусе.

В педагогике мне импонируют принципы В. А. Сухомлинского. Особенно интересна его комплексная программа «воспитания красотой», его позиция в формировании патриотизма и убеждение, что только совместная работа родителей, ученика и педагога сможет воспитать гармоничную личность будущего. Из художников-педагогов я бы выделила систему П. П. Чистякова и Н. П. Крымова. С практикой в моей методике, как в копилочке, собралось много способов, с помощью которых можно не только быстро и продуктивно научить ребенка рисовать, но и, подметив его индивидуальные особенности, направить творческие способности в нужное русло.

Кроме того, считаю, что, обучая, педагог обязан сохранить в каждом самого себя, раскрыть и развить его художественную индивидуальность! Художественная грамота довольно проста, законы перспективы, композиции, светотени, цветового спектра давно открыты и всем известны, но почему мы встречаем без аплодисментов, называя подражателями, тех, кто пишет, как Винсент Ван Гог, или рисует, как Михаил Врубель? Да потому, что так проще, а истинные художники рисуют и пишут душой! В этом их великая сила. Поэтому пытаюсь объяснить ребятам, что срисовывание с интернета — глупая затея! Это не они сами придумали, а себя параллельно обокрали, т. к. дали возможность простому взять над собой верх, а их личность в это время находилась под давлением, не росла и не развивалась. Считаю, что само главное мое предназначение как учителя — в том, чтобы ученик смог в дальнейшем своем творчестве обходиться без меня.

Неотделимо от жизни художника-педагога личное творчество. Почти каждый год участвую в городских выставках рыбинских художников. Работаю маслом и акрилом. Акрил — материал нового поколения, напоминающий и гуашь, и темперу. Он разводится водой и, высыхая, приобретает свойства масла. Натюрморты — вот моя тематика, мир, который мне раскрывается в мастерской, радуя, надеюсь, моих зрителей. В журнале об искусстве для школьников, родителей и педагогов «Введенская сторона» напечатана моя методическая разработка по теме «Силуэт». В работе сейчас остаются  еще несколько подобных разработок, в которых опыт художника-педагога находит логическое завершение.

Я благодарна моим коллегам по школе за то, что трудимся вместе, за тепло и радость, которые дарит любимая работа, за то, что хочется творить, хочется жить…