ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО НАДО ПЕРЕДАВАТЬ ИЗ РУК В РУКИ»

Первов Юрий Леонидович

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
В Детскую художественную школу я пришел в 1972 году. Она тогда только что переехала в деревянное двухэтажное здание на улице Герцена. Это были счастливые, интересные и очень насыщенные годы. Само обучение, творческая среда, преподаватели — всё это контрастировало с общеобразовательной школой. Поэтому по окончании восьмого класса  я  не раздумывал, как быть: знал, что пойду учиться в художественное училище. Выбор пал на Абрамцевское художественно-промышленное училище, потому что в те годы оно было лучшим и единственным учебным заведением, в котором преподавали практически все художественные промыслы. Особенно  меня интересовала резьба по дереву. На этот курс я и поступил, что до сих пор считаю большой удачей в жизни, во многом обусловленной учебой в ДХШ и деятельностью замечательных преподавателей.

Причиной моего появления в ДХШ в качестве преподавателя был переезд школы в новое здание, потому что с увеличением площадей появилась возможность наряду с базовыми предметами преподавать здесь резьбу по дереву. Так в 2008 году началась моя трудовая деятельность в Рыбинской ДХШ.

Группа резьбы по дереву является хозрасчетной, и занимаются в ней в большинстве люди взрослые. Это связано с особой спецификой предмета и опасностью травматизма при работе острыми инструментами. Обучение проводится по программе, отработанной в Абрамцевском училище и немного упрощенной  для ДХШ. В процессе обучения в первую очередь мы осваиваем традиционные виды русской резьбы: геометрическую, кудринскую, рельефную, ажурную, объемную. По возможности занимаемся и деревянной скульптурой или игрушками с движением.

Традиции русской резьбы очень богаты, поэтому обучение может длиться годами. Хотя, конечно, ученики становятся самостоятельными мастерами, и обращаются к учителю лишь с вопросами по каким-то спорным местам и деталям композиций, или вопросу выбора материала. Бывает, что с годами ученики сами предлагают темы для работы, иногда очень сложные и многодельные. Но это только повышает «творческий градус» в мастерской, потому что в обсуждении нового изделия, как правило, участвует вся группа. То, что реализация проекта происходит здесь же, в мастерской, на глазах других учеников, становится для всех хорошим стимулом к творческой работе.  И это очень важный момент. Ведь творчество дарит человеку такие переживания, которых у него, как правило, нет в обыденной жизни. Да и сама повседневность получает у него иное наполнение.

Что касается принципов обучения, то я сторонник преемственности: считаю, что искусство и ремесло надо передавать из рук в руки. Как бы хорошо ни была написана книга по искусству, какой бы грамотной и толковой ни была методика, они никогда не заменят живого общения и непосредственного показа всего процесса, в результате которого ученик видит появление не только появление на свет формы, но и становится свидетелем рождения образа. Он видит сам процесс — то есть усилие мастера и сопротивление материала. Это очень тонкие, не всегда постижимые вещи. Недаром на Востоке взаимоотношения учителя и ученика ставят иногда выше родственных. Известный ученый Юрий Михайлович Лотман придавал большое значение преемственности — как в искусстве, так и в культуре. Пока не повреждена эта связующая нить традиции, пока сохраняется творческая среда, будет жить и культура.