«КРАСОТА — КАТЕГОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ»
Малафеев Николай Дмитриевич
Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Вся история моего родства с Детской художественной школой Рыбинска началась в 1967 году. Тогда я стал ее учеником. В тот год в школу был принят на работу художник-педагог Анатолий Илларионович Попов. Облик Дон-Кихота, потертые широкие беличьи кисти, листы ватмана, заполненные завораживающими акварельными цветовыми переливами. То были портреты, цветы, пейзажи. Весь этот напор художнического мира ошеломлял поступивших к нему учеников. Мы с вдохновением и страстью смешивали акварель широкими щетинными кистями, стараясь идти по стопам учителя. Чугуны, расписные деревянные ложки, яблоки мы писали с натуры мазками по сухой и мокрой бумаге. Мы узнавали об Андрее Рублеве, Феофане Греке, Леонардо, позднее — о Модильяни, Врубеле. Я благодарен судьбе, что свела меня с прекрасным учителем и художником. Думаю, что ему благодарны многие его ученики как в Рыбинске, так и в Смоленске, где он сейчас проживает.
Мои первые творческие работы появились на свет как результат заинтересованности обучением, как итог дискуссий по искусству между студийцами и учителем. Вместе с работами других учеников Попова их периодически выставляли в колонном зале Дворца «Авиатор», и они иногда причиняли определенное беспокойство ревнителям официального искусства и его местным идеологам. Личность художника А. И. Попова внесла в жизнь Рыбинска заметное оживление. За десятилетие его активной деятельности в городе увеличилось количество выставок, — как ежегодных общих, так и персональных. Возвращались бывшие студийцы, окончившие училища и вузы. При рыбинском отделении художественного фонда была образована молодежная секция кандидатов в Союз художников страны.
Мечта работать в Рыбинской Детской художественной школе стала для меня определяющей уже во время учебы в Ивановском художественном училище. Чтобы ее претворить в жизнь, я предложил ввести в программу обучения нашей школы предмет «скульптура». Что успешно и осуществил Петр Владимирович Потурай, согласовав с инстанциями все необходимые вопросы. Два месяца работы и два года службы в армии дали мне время и возможность осмыслить предстоящую стезю, разрабатывать программу по скульптуре. Стаж моей работы в Рыбинской ДХШ, если судить по документам, составляет 39 лет. Но на самом деле на работу я был принят в 1974 году, до службы в армии.
Среди учителей Рыбинской ДХШ Петр Владимирович Потурай сыграл в ее судьбе особую роль —он многие годы был директором школы, причем его отношение к делу было таким, что школа на многие годы стала родным домом для всех. Петр Владимирович не вел в нашей группе предметы. Но наблюдая за его творчеством и слыша стук молотка по металлу (в школе в те годы были мастерские Попова и Потурая), а в дальнейшем совместно выполняя разные творческие проекты, я всегда понимал, какой это замечательный художник-универсал. Ему подвластны линия, цвет и объем, он обладает профессиональным образным мышлением. Все, что дает этот мудрый учитель, с благодарностью несут по жизни все его ученики.
За пятьдесят лет в городе сложилось целое сообщество причастных к школе сограждан, их детей и внуков. Художественная школа в лице своих выпускников играет неоценимую роль в становлении культуры Рыбинска.
По предмету «Скульптура» изначально не было программы, которая, на мой взгляд, соответствовала бы интересам учеников ДХШ. Либо она была очень академичная (одним из основных видов учебной деятельности в ней было создание гипсовых слепков с «классиков»), либо — промыслово-народная. Пришлось искать компромисс и изобретать новое, соответствующее возрастным возможностям, а главное — интересам ребят. Это было время экспериментов и проб. Благо, тогда еще не было жестких методических указаний, разве что тематические рамки имели место. В результате практических занятий со временем задания по скульптуре обретали устойчивость и гармонию.
Сегодня моя авторская программа утверждена методистами, и в перспективе профессионального образования с пятилетним сроком обучения в ДХШ она остается неизменной. Таким образом, я стал «заложником» своей программы, в которой теперь трудно что-либо в ней изменить.
Часовая ограниченность занятий скульптурой (1,5 часа в неделю) требует предельной оптимизации поставленных задач. В результате натурные задания, без которых немыслимо обучение рисунку, живописи, в скульптуре заняли только необходимое место. Творческие задания стали преобладающими. Декоративное и реалистическое сосуществуют, иногда «в столкновении». Этому способствует и основной материал — пластилин с проволочным каркасом. Скульптуры могут быть воздушными, динамичными, устойчивыми — во многих вариантах фантазии ученика. Большие возможности для творчества в себе таят бумага, глина, дерево. Правда, работы в пластилине не предназначены и не приспособлены к дальним перевозкам. Поэтому основными местами их показа на выставках были и остаются Рыбинск и Ярославль.
Но главным экспозиционным местом является класс скульптуры в самой школе. За сорок лет предмета «скульптура» сложилась большая коллекция лучших работ учеников. Высокую оценку им дал руководитель кафедры скульптуры Академии художеств Санкт-Петербурга Альберт Серафимович Чаркин, а также Президент Российской Академии художеств Зураб Константинович Церетели, который посетил Рыбинскую ДХШ и провел здесь мастер-класс по живописи.