ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«МЫ БЫЛИ ОДЕРЖИМЫ ЧИСТЫМ ТВОРЧЕСТВОМ»

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Вся моя жизнь связана с изобразительным искусством. Помню подготовку к занятию рисованием в детском саду. Мы, дети, сидим за столом, а воспитательница, чтобы нам было удобнее работать, разливает густые яркие гуашевые краски по маленьким баночкам. На всю жизнь запомнился вкусный аромат свежей гуаши, ощущение от движения беличьей кисти, опускаемой в краску и, конечно, сочные мазки на бумаге.

У меня уже тогда было предчувствие будущей профессии. Впечатления от того, что я увидела в стенах ДХШ, были ошеломляющими и подобными своеобразному калейдоскопу. Разноцветные события кружились, сменялись с невероятной быстротой, завораживали. Незнакомые, никогда ранее не виданные предметы: разнофактурные драпировки, вазы, кринки, чайники, муляжи фруктов и овощей для натюрмортов, которые нужно было подсвечивать специальными светильниками, коробки с ленинградской акварелью, разные кисти и сорта бумаги — словно загипнотизировали меня. В общеобразовательной школе мы рисовали в альбомах, а в художественной — на больших отдельных листах, да еще стоя!

В ДХШ я нашла много новых друзей, и атмосфера в нашем замечательном классе, состоявшем из почти равного количества мальчиков и девочек, была исключительно творческая. Все занимались с большим интересом и желанием. Я не помню, чтобы кто-то ходил в художку, потому что заставляли родители. Ученики школы чувствовали себя особенными людьми среди своих сверстников, оставшихся за рамками мира изобразительного искусства.

В те времена тотального серого однообразия и дефицита промтоваров наши наставники одевались необычно, творчески и даже визуально производили яркое, запоминающееся впечатление. Ручной росписи зонт Татьяны Дмитриевны, одежда мужчин с чеканными украшениями работы Петра Владимировича привлекали внимание учеников и горожан. В те далекие годы все художники, в том числе наши учителя, были одержимы чистым творчеством, о коммерческом успехе никто не думал, и такой настрой наполнял школу духом бескорыстного, самоотверженного созидания. В нашем классе существовало азартное соперничество — кто лучше сделает работу по рисунку, живописи, композиции. Мы пробовали разные приемы работы, изобразительные эффекты. Анатолий Илларионович советовал нам больше ходить на выставки, воспринимать старинное и современное искусство, читать серьезную литературу, не пропускать интересные фильмы. Запомнились его слова: «Душа должна трудиться!»

Моей судьбой была родная Рыбинская детская художественная школа. Я стала преподавателем рисунка, живописи и композиции. Для меня учеба в ДХШ, а затем на педагогическом отделении Ярославского художественного училища и последующее возвращение в школу в качестве учителя слились в единое целое, в непрерывный творческий процесс, в котором одно подпитывает и дополняет другое. Когда учишь других — учишься сам. Своей задачей как педагога считаю не только обучение детей изобразительной грамоте, но и развитие у них художественного вкуса, творческих способностей, что может пригодиться в будущем человеку любой профессии. Все мы чьи-то ученики и учителя, члены удивительного творческого братства. Рыбинская детская художественная школа собрала нас всех под свои крылья, стала нашим милым домом, ангелом-хранителем, взлелеяла, воспитала, научила, выпустила в жизнь. Наша ДХШ — это необыкновенный, исключительно притягательный мир, который завораживает, не отпускает…

Ну где еще можно встретить такие доверительные, доброжелательные отношения между взрослым человеком и подростком? Между близкими людьми, конечно, всякое бывает, но школа не забывается, остается в сердце навсегда.