ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«НАСТРОЕНИЕ УРОКА ФОРМИРУЕШЬ В УЧИТЕЛЬСКОЙ»

Рачкова Инга Вольдемаровна

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Художником я стала внезапно, в девятом классе, после посещения Музея Арктики и Антарктики. Там в экспозиции стоял белый медведь, он был так прекрасен, что я его нарисовала. А на следующий день я попросила маму записать меня в художественную школу, и меня приняли во второй класс. А потом я, следуя за подругой, поступила в художественное училище. А еще через несколько лет я, славя Творца, штудировала человеческий череп в анатомическом кабинете Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Потом были чудные Пушкинские горы со Святогорским монастырем, описанные Довлатовым. Практика в Алупке, на даче, завещанной Архипом Куинджи Академии Художеств для поправки здоровья студентов. Копирование древних фресок Мирожского монастыря во Пскове. Набор византийской мозаики. Диплом на евангельскую тему.
Многие наши работы, эскизы композиций сопровождались суровыми замечаниями профессора Андрея Андреевича Мыльникова, который был в своё время учеником Грабаря. Уже на Академической даче под Вышним Волочком, работая с московскими, красноярскими, харьковскими художниками, я пыталась избавиться от приобретённых ученических приёмов, отсутствия цвета, характерного для петербургской школы.

Таковы внешние вехи художественного пути, внутри которого я росла, развивалась, теряла, приобретала, двигалась и оказалась в уютном Рыбинске, городе у реки. Ещё учась, начала преподавать, но не систематически. В основном это были частные уроки. Взрослые, дети разного возраста, группы, ученики поодиночке. И напоследок — был один учебный год в художественном училище, из которого я вынесла очень важный урок: не вмешиваться в ученическую работу. Объяснить объясни, нарисуй на краешке. Пусть ученик сам исправит, подправит.

В Рыбинской Детской художественной школе преподаю с 2011 года. Сразу понравилась доброжелательная атмосфера в школе. В первую очередь, среди преподавателей, — когда формируешь настроение урока еще в учительской. Очень удобно работать по программам, составленным старшими коллегами, но так как у меня в подготовительных группах учатся дети по несколько лет, то я предлагаю им и другие варианты решения этих заданий или абсолютно новые темы. Идеи приходят по-разному: «подглядываю» в художественных изданиях и в интернете,  иногда их подсказывает жизнь. Всё это происходит одновременно, в рамках моего художественного восприятия жизни. Например, когда классу нужно взбодриться — слушаем Вивальди, пишем «Бурю» (предварительно обговорив способы выражения); если надо приучить себя к кропотливой работе и взяться за детали — мы изучаем японскую гравюру и рисуем в ее стиле.

Работу старших коллег я вижу по просмотрам, в конкурсных, итоговых работах детей. Мне очень полезно было поработать на летней практике с Ларисой Анатольевной Франчук и услышать ее спокойное объяснение материала, в котором вся работа разложена по этапам, когда подготовлен и  представлен наглядный материал, когда детям всё понятно и интересно. Мне очень нравится, как работает с детишками Светлана Анатольевна Бедринец, как она шутит с ними, учит их, как с ними прощается: «До свидания, милые создания!».

Сейчас стремительно меняется мир вокруг, и дети на это реагируют. Наша задача — дать им верные ориентиры. В ком-то из них уже на первом уроке художник виден больше, в ком-то, может быть, меньше. Но я делюсь опытом, умением со всеми. Надеюсь, пригодится.