«НАСТРОЕНИЕ УРОКА ФОРМИРУЕШЬ В УЧИТЕЛЬСКОЙ»
Рачкова Инга Вольдемаровна
Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Художником я стала внезапно, в девятом классе, после посещения Музея Арктики и Антарктики. Там в экспозиции стоял белый медведь, он был так прекрасен, что я его нарисовала. А на следующий день я попросила маму записать меня в художественную школу, и меня приняли во второй класс. А потом я, следуя за подругой, поступила в художественное училище. А еще через несколько лет я, славя Творца, штудировала человеческий череп в анатомическом кабинете Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Многие наши работы, эскизы композиций сопровождались суровыми замечаниями профессора Андрея Андреевича Мыльникова, который был в своё время учеником Грабаря. Уже на Академической даче под Вышним Волочком, работая с московскими, красноярскими, харьковскими художниками, я пыталась избавиться от приобретённых ученических приёмов, отсутствия цвета, характерного для петербургской школы.
Таковы внешние вехи художественного пути, внутри которого я росла, развивалась, теряла, приобретала, двигалась и оказалась в уютном Рыбинске, городе у реки. Ещё учась, начала преподавать, но не систематически. В основном это были частные уроки. Взрослые, дети разного возраста, группы, ученики поодиночке. И напоследок — был один учебный год в художественном училище, из которого я вынесла очень важный урок: не вмешиваться в ученическую работу. Объяснить объясни, нарисуй на краешке. Пусть ученик сам исправит, подправит.
В Рыбинской Детской художественной школе преподаю с 2011 года. Сразу понравилась доброжелательная атмосфера в школе. В первую очередь, среди преподавателей, — когда формируешь настроение урока еще в учительской. Очень удобно работать по программам, составленным старшими коллегами, но так как у меня в подготовительных группах учатся дети по несколько лет, то я предлагаю им и другие варианты решения этих заданий или абсолютно новые темы. Идеи приходят по-разному: «подглядываю» в художественных изданиях и в интернете, иногда их подсказывает жизнь. Всё это происходит одновременно, в рамках моего художественного восприятия жизни. Например, когда классу нужно взбодриться — слушаем Вивальди, пишем «Бурю» (предварительно обговорив способы выражения); если надо приучить себя к кропотливой работе и взяться за детали — мы изучаем японскую гравюру и рисуем в ее стиле.
Работу старших коллег я вижу по просмотрам, в конкурсных, итоговых работах детей. Мне очень полезно было поработать на летней практике с Ларисой Анатольевной Франчук и услышать ее спокойное объяснение материала, в котором вся работа разложена по этапам, когда подготовлен и представлен наглядный материал, когда детям всё понятно и интересно. Мне очень нравится, как работает с детишками Светлана Анатольевна Бедринец, как она шутит с ними, учит их, как с ними прощается: «До свидания, милые создания!».