ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«ОБРАЗОВАНИЕ — РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ»

Патракова Надежда Алексеевна

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Со школой меня связывают долговременные взаимоотношения. В памяти моей хранятся даже воспоминания о том самом первом осеннем дне 1966 года, когда на общем собрании родителей и детей нас зачислили в первый класс только что открывшейся в городе Детской художественной школы. Потом в моей жизни были четыре года учебы в школе и поступление в Ярославское художественное училище, по окончании которого в 1974 году я вернулась в родную школу уже в качестве преподавателя.
Думаю, феномен нашей школы сложился благодаря стечению нескольких благоприятных обстоятельств, среди которых был город с его уникальным ландшафтом и культурным наследием, время создания и накопления традиций, когда в городе было много подлинного, была живой связь времен. Еще одним важным фактом была назревшая необходимость в начальном художественном образовании детей, а также появление людей заинтересованных, творчески активных, способных к осуществлению идеи создания школы, накопления традиций.
Поскольку в художественную школу я поступила в 14-летнем возрасте, все главные решения, определившие дальнейшее направление в жизни, связались с опытом, приобретенным в ее стенах.
Первое, и, пожалуй, самое основное, — школа сформировала особое восприятие окружающего мира «по законам красоты», и выбор будущей профессии был сделан в сфере изобразительного искусства. С первых шагов учебы в школе захотелось стать художником. А когда уже определилась профессия учителя рисования, то работа в творческом педагогическом коллективе школы дала возможность совместить эти два понятия: «художник» и «педагог».
Со школьного знакомства образовалась в будущем наша семья. С мужем Александром Григорьевичем Патраковым мы вместе поступили в первый класс ДХШ, затем учились в Ярославском художественном училище и по окончании долгое время вместе работали в школе. У нас есть общие выпуски учеников, для которых Александр Григорьевич был классным руководителем, а я преподавала живопись. Оба наших сына учились в школе, а один из них, Андрей, пошел по нашим стопам. Проделав долгий путь ученичества и студенчества, он в настоящее время живет и работает в Москве по творческой специальности.
В классе была простая обстановка, мы рисовали незатейливые натюрморты, но наше общение происходило в атмосфере благоговения перед изобразительным искусством, и непередаваемый словами дух творчества обитал в нем. Все это сумел организовать наш первый учитель и директор А. А. Иванов. Мы воспринимали Анатолия Андреевича настоящим художником. Никаких особых слов он нам не говорил, но ему удавалось заинтересовать нас, и за внешней простотой приоткрывался мир прекрасного, и постепенно в нас утверждалось собственное отношение к творчеству. С 1968 года директором школы стал П. В. Потурай. Под руководством Петра Владимировича в 1970 году состоялся первый выпуск школы, и мы стали ее первыми выпускниками. Два года мы учились у Петра Владимировича в старших классах — какое это было прекрасное время нашей юности! Петр Владимирович стал для нас непререкаемым авторитетом, мы старались ему подражать, и все были влюблены в своего педагога и искусство! К тому времени многие из нас приобрели этюдники, и красивое слово «пленэр» стало любимым занятием в свободное время. Мы ходили на этюды, и рисование постепенно стало образом жизни. Школа тогда располагалась на проспекте, ныне Крестовой улице, и в нашем классе было печное отопление.
Вспоминаются теплые, зимние вечера, в железной печке потрескивает огонь, мы с увлечением смотрим, как Петр Владимирович что-нибудь неторопливо изображает на бумаге. И его задушевность и мастерство лучше всяких слов творят в наших душах радость творчества и человеческого общения. Иногда мы заглядывали в его мастерскую, где среди инструментов, чеканок, старинных вещей нам приоткрывался особый мир, в котором труд и творчество причудливо переплетались, направляя наши мысли к будущим профессиям.
С приходом в школу Петра Владимировича Потурая началась ее «золотая эпоха». Сам Петр Владимирович вряд ли думал о своем значении в школе, он просто, честно и добросовестно выполнял возложенные на него обязанности директора и педагога. Будучи от природы талантливым, обладая внутренней культурой, Петр Владимирович дипломатично обозначал критерии и задачи обучения. И школа утвердилась как школа академического рисования, сформировался основной педагогический коллектив, постепенно пополнявшийся молодыми педагогами, как правило, из числа бывших учеников школы.
Особое свойство нашей школы — классная система обучения. Каждый педагог набирает учеников в первый класс и учит до четвертого класса, оставаясь классным руководителем. Так вместе с учениками мы проживали часть и своей жизни. От выпуска к выпуску незаметно пробегали годы, увеличивался стаж, приобретался опыт. Но каждый раз, набирая учеников в первый класс, учителю предстояло начать сначала и постепенно, «от силы в силу», подниматься по ступенькам мастерства, учитывая тенденции нового времени, особенности характера учеников и их семей, меняющееся качество жизни и времени. Учитель всю жизнь сам учится вместе с учениками. Многие педагоги нашей школы, получив среднее профессиональное образование, затем заочно учились в высших учебных заведениях. Я тоже закончила Ленинградский государственный заочный педагогический институт имени Герцена, художественно-графический факультет. Тема моего диплома была связана с родным городом: серия офортов «Деревянная архитектура г. Рыбинска» и стала своеобразным
ответом-отчетом на детско-юношеские впечатления от любимого города.
 Все педагоги нашей школы талантливы, и у каждого есть неповторимое творческое лицо. Через грани собственного видения профессии художника-педагога учителя ДХШ дополняют друг друга в стилях преподавания. Но у нас, я думаю, есть и общие свойства: позитивный взгляд на мир в поисках красоты и гармонии в окружающей жизни, любовь и преданность своей профессии, непрестанное стремление к совершенствованию, проникновение в психологию детского возраста, доброжелательность и отзывчивость по отношению к коллегам и ученикам. Для педагогов нашей школы характерен поиск разных путей в изобразительном творчестве, использование всевозможных материалов и техник:  мы знакомим ребят с техниками офорта и линогравюры, резьбы по гипсу и дереву, декоративной росписью, батиком, коллажем, витражом, декоративным творчеством, развивающим фантазию. Каждый педагог находит интересные творческие решения.  Иногда коллеги подхватывают новую идею и доводят ее до методического завершения, как, к примеру, получилось с классом резьбы по дереву.
К размышлениям о том, как возникают традиции, меня подтолкнула одна старая, 30-летней давности, фотография, найденная в семейном архиве. На фоне школьной доски — группа младшеклассников с бумажными масками в руках. Среди эти детей — наш сын Андрей.  Это экспериментальная группа филиала ДХШ, образованного на базе общеобразовательной школы № 23. Идея филиала принадлежала Валентине Ивановне Зубовой. Я была заинтересована в ее реализации, поскольку школа была мне родной и там учились мои сыновья.
Работать с детьми младшего возраста было интересно и необычно: пришлось составить специальную развивающую программу, которая была бы увлекательной и разнообразной. Многое, конечно, стерлось из памяти, но фотография напомнила мне один из моментов нашей жизни: ребята подготовили своими руками маски сказочных персонажей. Сколько радости, волнений, переживаний было в процессе подготовки спектакля, с которым мы потом выступали в школах и детских садах. Позже по каким-то причинам работа филиала не получила продолжения, а идея работы с детьми младшего возраста сохранилась, и тогда мы открыли младшую подготовительную группу при ДХШ. Эта деятельность стала развиваться настолько успешно, что мне пришлось составить специальную программу,  позднее принятую в регионе в качестве методики для всех детских художественных школ. Что касается младших подготовительных групп, то сегодня деятельность нашей школы уже и не мыслится без этой ступени.
Хотелось бы рассказать на страницах книги о нашей школе еще об одной традиции, которая появилась вместе со школой и была основана на академических методах обучения. Речь идет о пленэре, являющемся частью учебной программы.  Особенно запомнившимся этот предмет стал для учеников педагога Александра Григорьевича Патракова. Его жизненная энергия и увлечение путешествиями, талант организатора, четкие и конкретные задачи, которые он ставил перед учениками на пленэре, способствовали тому, что со временем возникла традиция летних учебных походов — с ночевкой у костра, этюдами, рыбалкой.
Наши собственные дети, которые тоже учились в художественной школе, росли рядом с нашими учениками. Все с нетерпением ждали лета и возможности проявить себя в таком творческом общении, с которым происходила передача опыта от поколения к поколению. Сейчас, спустя годы, когда в гости к Александру Григорьевичу приходят его ученики, они часто вспоминают именно эту пору творческого роста и романтики — как самое лучшее время становления своей личности. Многие из тех выпускников стали профессиональными художниками, педагогами и просто хорошими людьми с активной жизненной позицией.
К слову сказать, талант Александра Григорьевича как педагога открылся еще в период нашей учебы в ДХШ. Он был тогда самым старшим в классе и помогал своему учителю Анатолию Андреевичу в организации внешкольных мероприятий. Сам Александр Григорьевич вспоминает, что после окончания первого класса ДХШ, когда ему было 16 лет, он работал инструктором в пионерском лагере. В его обязанности входило и ведение кружка рисования. А после этой смены в художественную школу пришли учиться сразу двенадцать бывших членов этого кружка. Возможность обнаружить в учениках педагогический талант закрепилась в нашей школе как еще одна традиция — речь о ведении уроков в младших классах и подготовительных группах, которое мы поручаем старшеклассникам в День учителя.
Все мы уверены, что преемственность поколений в художественной школе — залог ее успеха и развития.  Приумножить наши начинания предстоит молодым педагогам, среди которых немало воспитанников нашей школы.  Пусть помогут им и наши благочестивые традиции, накопленные на полувековом пути развития школы бескорыстным трудом педагогов, опыт которых снискал уважение и добрую память благодарных учеников.