ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ОЧНЫЕ ДЕТСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНКУРСЫ. ОПЫТ ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Тарасенко Николай Васильевич

Материал подготовлен для доклада на областной конференции для руководителей образовательных организаций в сфере культуры и искусства Костромской области, проведённой 23 августа 2018 года Костромским областным учебно-методическим центром.

1. Одна из основ дополнительного образования

Конкурсная деятельность рассматривается нашей школой как одна из основ дополнительного образования, непременный инструмент роста молодых художников через здоровую творческую конкуренцию. До последнего времени финансовые возможности школы позволяли нам участвовать в престижных конкурсах, требующих существенных затрат на конкурсные взносы, транспортные расходы, проживание и питание, например:

  • Всероссийский очный юношеский конкурс «Медный всадник», г. С.-Петербург, 2016 г. — Гран-При в командном зачёте;

  • Конкурс юных художников «Синяя птица» – 2018, г. Котлас — третье место в общем командном первенстве;

u_sp2018_670_7.jpg
Обучающийся ДХШ г. Рыбинска на конкурсе «Синяя птица»

Обучающиеся нашей школы также принимали участие в крупных общероссийских творческих турнирах, таких как:

  • Молодежные Дельфийские игры России, 2015 г.  — дипломом «За художественное р аскрытие темы»;

  • «Молодые дарования России», 2016 г. — лауреат общероссийского конкурса;

  • Всероссийский фестиваль одаренных детей «Уникум» по направлению «Изобразительное искусство», 2017 г. — финалист фестиваля.

Как правило, победители конкурсов высокого уровня претендуют на получение областных или губернаторских стипендий, что, безусловно, отражается на престиже и популярности учебного заведения, наградах, премиях и званиях их преподавателей. В этих мероприятиях участвуют лучшие из лучших, имеющие за плечами большой опыт успешной конкурсной деятельности. На этих ребят в первую очередь смотрят руководители учебных заведений следующего звена. Однако подобный опыт приобретается в конкурсах более низкого уровня —  областного, межмуниципального и городского, а также во всевозможных конкурсах, организуемых негосударственными структурами.

u_hohlov_500.jpg
Обучающийся ДХШ г. Рыбинска на Всероссийском фестивале одаренных детей «Уникум»

u_anna_blag670_2.jpg
Губернатор Ярославской области
вручает благодарность преподавателю рыбинской ДХШ

u_anna_blag670.jpg

2.  Очные и заочные конкурсы — какие лучше?

Заочные конкурсы:

предлагают работать дистанционно по заданным темам, определяя сроки и условия подачи работ. Это наиболее комфортный формат конкурса для организаторов и участников. Участники делают работу под управлением, а зачастую — с участием преподавателя и отправляют её на конкурс. В большинстве случаев, это конкурсы по тематической композиции, поэтому на заочные конкурсы школами отправляется  много работ, близко подходящих по теме — тех, что делаются в рамках отработанной годами программы, а значит без какого-либо труда в рамках конкретного конкурса. Как говорится, для количества, на авось.

u_ssni_670.jpg
Работа жюри конкурса «Славные страницы нашей истории», апрель 2016 года

К недостаткам заочного формата конкурсов можно отнести:

  1. Высокий риск плагиата;

  2. Чрезмерное вмешательство преподавателя в конкурсную работу;

  3. Участие «старых» работ;

  4. Слабовыраженная, дистанцированная форма конкурентной борьбы.

Некоторые из этих проблем можно нейтрализовать оригинальностью конкурсной темы, её уникальностью.

Пример плагиата:

u_plagiat.jpg      u_larskiy.jpg

Работа 1: областной конкурс афиши, гран-при, 2017 год;
Работа 2: Николай Ларский, афиша «Канатоходцы Алихановы», 1972 год.

Очные конкурсы:

В очном конкурсе необходимо личное присутствие участников. Организаторы осуществляют жесткий контроль за самостоятельностью творческого процесса. Здесь зачастую упор делается на способности юного художника передать натуру изобразительными средствами, либо оригинально выполнить работу на заданную тему. На очном конкурсе мы имеем наибольшие шансы раскрытия таланта ребёнка ввиду отсутствия возможности подтасовок. Часто именно после победы в конкурсе ребенка заинтересовывает процесс  творчества, после одобрения его успеха окружающими, в т.ч. и материального поощрения.

u_zastavka_img_6881.jpg
Обучающаяся ДХШ г. Рыбинска на II Открытой региональной олимпиаде по академическому рисунку среди учащихся ДХШ и ДШИ в Костроме

И даже проигрыш может играть на руку творческому росту — психологи выделяют один из видов мотивации – «проигрыш, как стимул приложения дополнительных усилий для достижения цели». То есть, может появиться «спортивная злость», стремление ребёнка доказать свои способности в следующий раз.

Есть и обратная сторона медали — разочарование и потеря интереса к творчеству. Как правило, это происходит у ребят с высокой степенью творческих амбиций и небольшим практическим опытом. Здесь педагогу нужно проявить внимательность и суметь сбить эмоциональную волну. Кроме того, возможны психологические расстройства ребенка из-за волнения, бытового дискомфорта, осложнений со здоровьем и прочим причинам, к которым преподавателю надо быть готовым.

Но, как правило, очные конкурсы позитивно влияют на широкую аудиторию участников. 

Положительные моменты:

  • Сплочение команды — ребята лучше узнают друг друга и своих преподавателей;

  • Преодоление комплексов и страхов;

  • Быстрое повышение профессионального уровня, особенно при сопутствующих мастер-классах;

  • Расширение мировоззрения, приобретение опыта творческих поездок.

Важный аспект подготовки конкурсанта — не мешать ходу образовательного процесса. Всегда есть соблазн использовать эту сферу для достижения собственных амбиций преподавателями или администрацией школы. В нашей школе мы стараемся решить этот вопрос за счёт коррекции тематических планов, изменения программного задания на свободную или сходную с конкурсной тему в сторону его конкретизации.

3.  Отраслевые конкурсы против коммерческих

В 2017 году на ежегодной областной конференции «Вопросы сохранения и развития системы образования в сфере культуры и искусства Ярославской области» (УМиИЦ ЯО) остро обсуждался вопрос учёта конкурсных достижений обучающихся при проведении аттестации педагогических работников. Засилье документов об участии в коммерческих конкурсах нивелировало ценность конкурсной деятельности педагогов в глазах контролирующих органов. В результате было принято решение учитывать результаты только отраслевых конкурсов. Правда, в виду их околонулевого количества, было решено рассмотреть возможность включения в отраслевой список хорошо себя зарекомендовавшие конкурсы, проводимые на городском и межмуниципальном уровне.

u_umiiz2017.jpg
Ежегодная конференция УМиИЦ Ярославской области в 2017 году

Учитывая этот аспект, нашей школой были заявлены три конкурса, два из которых были внесены в  официальный межведомственный календарь Учебно-методического и информационного центра работников культуры Ярославской области, таким образом, получившие статус отраслевых — очный конкурс «Наброски» и очно-заочный конкурс «Пленэр на родине Ф. Ф. Ушакова».

Работа над включением конкурсов в отраслевой перечень не была лёгкой. Потребовалось в корне пересмотреть конкурсные положения, переработать систему работы жюри в части установления жестких критериев оценки работ. Важным требованием стала необходимость разработки форм наградных документов, выставочных афиш и т.п., определения объёма и характера призового фонда.

u_dipl.jpg

u_vist2018.jpg
Оформление наградной документации конкурса и афиши выставки «Пленэр на родина Ф. Ф. Ушакова»

4.  Академическая направленность обучения

В своей работе преподаватели нашей ДХШ руководствуются, прежде всего, принципами академической школы изобразительного искусства, позволяющей дать ученикам базовые знания и навыки, необходимые в профессии художника. Кроме того, это позволяет оценивать работы ребят по устоявшимся критериям, что немаловажно в педагогической практике.

u_akadem.jpg

По мнению директора Ярославского художественного училища С. М. Коровина, академический характер подготовки обучающихся максимально способствует их профессиональной ориентации и успешному продолжению образования в учебных заведениях следующей ступени в широком спектре. Дополнительно он отмечает общий низкий уровень композиционных работ обучающихся, в которых присутствует  пейзаж. Объясняется это относительно небольшим количеством часов, отводимых образовательными программами на пленэр.

5.  Очный конкурс «Наброски»

Этот конкурс живёт в школе уже более семи лет. Название говорит за себя — это конкурс натурных набросков, как правило — фигуры человека в тематическом костюме с элементами интерьера. Еще до включения его в межведомственный календарь, конкурс имел популярность среди школ Ярославской области и она продолжает расти. Так, в 2016 году в нём поучаствовало 48, а в 2018 году—  уже 58 обучающихся ДХШ и ДШИ Ярославской области.

u_raboty_nabr.jpg

u_raboty_nabr3.jpg

u_raboty_nabr2.jpg
Конкурс «Наброски», 2018 год

Изобразительные материалы меняются от конкурса к конкурсу — карандаш, акварель, мягкие материалы — мы чередуем их с целью разнообразить работы, добавить каждому конкурсу свою особенность. Кстати, особенностью конкурса 2018 года стало его проведение в зале выставки «Пётр Потурай (1940–2016). Известный и неизвестный» в Рыбинском музее-заповеднике. Потурай П. В. был преподавателем рыбинской ДХШ. Его работы создали атмосферу творчества, незримого присутствия уважаемого педагога в аудитории.

6.  Очно-заочный конкурс  «Пленэр на родине Ф. Ф. Ушакова»

Этот конкурс родился в результате учреждения администрацией города Рыбинска Всероссийского фестиваля культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова, проводимого  на родине прославленного адмирала в селе Хопылёво, Рыбинского района.

u_ushakov_01.jpg

Конкурс имеет ярко выраженную историческую направленность, связанную с военно-морскими сражениями Российского флота второй половины  XVIII – начала XIX вв. Конкурс раскрывает детям историю становления Черноморского флота России, боевых походов русских кораблей в Черном море и в Средиземноморье. Ф. Ф. Ушаков — блестящий военачальник, прошедший боевой путь от младшего офицера до непобедимого адмирала — с бескорыстной заботой о ближних и глубоким пониманием своего дела, что может служить примером не только молодым людям, но и современным главным маршалам в красивых мундирах.

Работы отражают следующие темы:

В заочном этапе работы повествуют о жизни и примерах служения Ф. Ф. Ушакова своему Отечеству, боевых успехах русского флота под его руководством, подвигах русских военных моряков.

u_raboty_zaoch.jpg
Работы заочного этапа конкурса «Пленэр на родине Ф. Ф. Ушакова»

Очный этап конкурса включает в себя мастер-классы по пленэру художников-живописцев из состава жюри конкурса. Оцениваются этюды, выполненные конкурсантами с натуры на месте проведения пленэра на родине прославленного адмирала — в селе Хопылёво.

u_ochny_etap.jpg
На пленэре в с. Хопылёво, 2017 год

При разработке конкурса мы пошли по пути синтеза очного и заочного формата, взаимно обогащающих друг друга.

Плюсы синтеза:

Заочный этап. Мы имеем уникальную конкурсную тему, в которой сведены к минимуму злоупотребления недостатками заочной формы конкурсов. Дети и преподаватели для раскрытия темы должны погрузиться в ту историческую эпоху, разобраться с костюмами, с конструкцией парусных военных судов, с историей сражений и биографией Ф. Ф. Ушакова.

u_ushakov_670_4.jpg
Патраков Андрей, 15 лет, «Бой брига Меркурий с турецкими кораблями», бумага, акварель, ДХШ г. Рыбинска

Очный этап. До начала работы над этюдами конкурсанты получают заряд творческой энергии от жюри конкурса — художников с большим опытом преподавания, которые проводят мастер-классы учебными живописными материалами — акварелью и гуашью. В дружественной атмосфере фестиваля максимально раскрываются все плюсы очного формата конкурса.

u_raboty_och.jpg
Работы очного этапа конкурса «Пленэр на родине Ф. Ф. Ушакова»

В этих условиях для ребят новыми гранями раскрывается история родного края. Изучая тему заочной работы, они могут почерпнуть богатые знания о парусном военно-морском деле, о сражениях, политических интригах прошлого. Участники очного конкурса могут почувствовать атмосферу зарождения великих побед непобедимого адмирала, «прикоснуться» к прошлому, осознать возможности социальных лифтов той эпохи.

7.  Подводя итоги

В заключении, стоит сформулировать главные моменты, используемые нами в организации и проведении очного конкурса:

  1. Необходимо свести к минимуму негативные факторы, присущие каждому формату конкурсов;

  2. Стараться поддерживать академическую направленность работ, поддающуюся оценке по установленным критериям;

  3. Тщательно проработать положение и наградные документы конкурса;

  4. Позаботиться об авторитетном составе жюри;

  5. Обеспечить транспорт и питание участников;

  6. По возможности, обеспечить хороший призовой фонд.

Большинство пунктов требуется обеспечить должным финансированием. Наша школа решает эту проблему за счёт внебюджетных источников дохода и за счёт государственных грантов. Так, в 2018 году «Пленэр на родине Ф. Ф. Ушакова» был профинансирован  за счёт гранта, полученного организаторами Всероссийского фестиваля культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова на 100%.

u_priglashaem.jpg

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ В НАШИХ КОНКУРСАХ В 2019 ГОДУ!