ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«ЗЁРНА КУЛЬТУРЫ, ДОБРА И ТВОРЧЕСТВА»

Тарасенко Николай Васильевич

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
В Рыбинскую детскую художественную школу я пришел учиться в 1985 году. С сожалением — из-за травмы я расстался с ДЮСШОР №1, где занимался более четырёх лет, и пришел на вступительные экзамены в красивое деревянное здание на ул. Герцена. С тех пор художественная школа заняла в моей жизни важное место. Моим основным преподавателем и классным руководителем была Татьяна Дмитриевна Потурай. Я очень благодарен ей и всем остальным преподавателям ДХШ за годы обучения. Непередаваемая атмосфера школы, творческий дух, внимательное отношение учителей — все это повлияло на мой дальнейший интерес к художественному творчеству и выбор профессии.

Именно школа подтолкнула к поступлению в Ивановское художественное училище, а потом и в Московский университет печати. Там я приобрёл востребованные временем художественные специальности. Спустя много лет, имея за плечами почти 20 лет работы художником-дизайнером, я вернулся в свою альма-матер преподавателем, а с 2013 года взял на себя ответственность за учебное учреждение в качестве директора. В каждой работе есть свои особенности и сложности. В моём случае это не только выполнение должностных обязанностей, связанных с работой школы, но и постоянная учебная нагрузка по предмету «Компьютерная графика».

На первый взгляд удивительно, но именно работа с детьми помогает преодолевать вал управленческих дел, отвлекаться от бесконечных, зачастую бессмысленных отчётов и формуляров. Уважаемый мною педагог и писатель Дмитрий Быков говорит, что учитель — профессия, требующая огромных нервных и физических затрат. Действительно, уроки всё время проходят «на ногах», но усталости почти не бывает, время общения с учениками пролетает как один миг. И лучшая награда — благодарность ребят. Кстати, навещая школу, многие поступившие в ВУЗы на самом деле благодарят за уроки по компьютерной графике. Оказывается, во время обучения в современном учебном заведении
высшей ступени эти знания, полученные в нашей школе, приносят большую пользу студентам не только дизайнерских факультетов.

Меня очень радует количество детей-интеллектуалов в школе. В художке они были всегда, преобладание элиты естественно для творческой школы. Но последнее время заметен перевес интеллекта перед способностями его выражения в творчестве. Попросту говоря, соображалка работает превосходно, замыслы грандиозны, а выполнить их руками в материале — проблема. Я вижу причину в том, что здесь сказывается непосильный график учёбы, хроническая усталость современного школьника. Большая нагрузка в общеобразовательной школе, времени катастрофически не хватает, многие не успевают элементарно поесть перед занятиями в художественной школе. На мой взгляд, назревает необходимость менять подход к дополнительному образованию в принципе — официально уменьшать общеобразовательную нагрузку детям, имеющим успехи в спорте, музыке или изобразительном искусстве. Наука, литература, социология бегут вперёд — не угнаться, всё стремительно обновляется. И нам надо ускоряться, но не за счёт превращения детей в замученных биороботов, настроенных на выполнение условных задач. «Талант всегда пробьётся» — формула из прошлого века, которая сегодня уже плохо работает. Выход — целенаправленное развитие творческого ребёнка, проявление его талантов и максимальное содействие в их реализации.

Задачи художественной школы сегодняшнего дня вполне конкретны. Учить надо так, чтобы у ребёнка появлялось ощущение важности его творчества, отсутствие боязни быть лидером, чтобы считаться талантливым было престижно.
Необходимо учить ребёнка ориентироваться в стремительно меняющемся мире, а не вбивать в него готовые и чаще всего лживые штампы — вот что требуется от педагога, если он не хочет покрыться профессиональной плесенью. Необходимо преподавать умение самостоятельно мыслить и сопротивляться любому зомбированию. Тогда, возможно, на выходе мы получим творческую личность, способную подарить миру что-то совершенно новое и неоткрытое.

С этими доводами, как мне кажется, согласны многие педагоги нашей школы. И не только так считают, но и многое делают в этом направлении — совершенствуют учебные программы, вводят новые элементы преподавания, а главное — работают над собой. Я люблю наш дружный коллектив. Мне нравится открытость и порядочность этих людей, их неподдельная доброта, без которой в нашей профессии ничего толком не добьёшься. Для нас юбилей школы — значимое событие. И хотя, с точки зрения вселенной, 50 лет — лишь краткий миг, можно уверенно сказать, что усилиями многих хороших людей за эти полвека здесь были посеяны зёрна настоящей культуры, добра и творчества.

Хочу отметить вклад людей, которые отличаются щедростью души и ведут благотворительную деятельность, помогающую Детской художественной школе в непростых условиях современного мира. Спасибо, уважаемые родители учеников и меценаты. С юбилеем поздравляю персонал школы, наших преподавателей. Спасибо, дорогие коллеги, за ваш труд, за то, что вы вкладываете частичку своей души в будущее детей нашего города.