ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«У МЕНЯ ЛУЧШАЯ ПРОФЕССИЯ В МИРЕ»

Потурай Татьяна Дмитриевна

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Я родилась и выросла в семье потомственных педагогов. В школе мне прочили «великое математическое будущее», но, как обычные школьницы, я любила рисовать стенгазеты, картинки подругам в альбом, кукол, одетых в модные платья. Мечтала стать модельером, а также астрономом, математиком… А судьба распорядилась по-своему. В 1960 году я стала студенткой Ярославского художественного училища. После училища успела поработать два года художником на Ярославской кондитерской фабрике, пока Петр Владимирович (мы уже были женаты) заканчивал училище. В то время выпускники учебного заведения обязательно получали направление на работу.

И вот — мы в Рыбинске! К моменту моего приезда (Петр Владимирович приехал «на место» раньше меня) школа уже существовала три года, за это время успела сменить много мест. В 1969 году она находилась на втором этаже старого здания под номером 20 на «Проспекте» (так называли между собой проспект Ленина, которому теперь вернули историческое название — улица Крестовая). В школе было три класса, учительская и печное отопление. Дети учились в три смены. Преподавателей было четверо: А. И. Попов, Т. И. Мануилова, П. В. Потурай (директор) и я. Нагрузки часовые у всех были большие, у каждого преподавателя по три группы по 20-25 человек. Очень много детей хотели учиться рисовать, и мы старались брать всех желающих.

Обучение начиналось с нуля. У нас не было никаких программ, но была творческая среда исканий, открытий.  Накапливался опыт, появились программы. Учащиеся были старшего поколения, они жаждали знаний, среди них были мечтатели и мыслители, влюбленные в искусство и верившие беспредельно педагогу. Наверное, поэтому я была счастлива. Мне казалось, что у меня самая лучшая профессия в мире, я любила ребят, свою работу и вся без остатка отдавалась школе. В школе мы долго сохраняли атмосферу художественного училища, так как все были его выпускниками.

В институте я только лишь убедилась в своих способностях, поняла и осознала, как много мне дало училище. Учиться в институте было очень легко. На четвертом курсе устроила выставку работ учеников своего выпускного класса. Это событие произвело фурор — работы учеников оказались на высоком профессиональном уровне, интерес был большой, приходилось даже выступать на фоне выставки, рассказывать о детях,  работах, программе.

В институте, выполняя курсовые задания, я открыла в себе способности методиста по цветоведению, стала дипломантом-победителем на республиканском конкурсе «Культура цвета и задания по цветоведению на уроках живописи». В те годы у меня вырабатывались свои программы, основанные на накопленном опыте, занимавшие призовые места в областных конкурсах. Эти программы к сегодняшнему дню преобразовались, при моём непосредственном участии, в предпрофессиональные образовательные программы по композиции и живописи для обучающихся 1–5 классов. Программы полностью проиллюстрированы, утверждены на уровне Ярославского художественного училища и в настоящее время применяются в нашей школе.

В 70-е — начале 90-х годов педагоги нашей школы регулярно принимали участие в семинарах-встречах с преподавателями других школ в Ярославле, Рыбинске и других городах. География была большая. Съезжались с работами учащихся преподаватели из северных городов — Сыктывкара, Ухты, Инты, Архангельска, Череповца, Вологды, из соседнего Углича и даже из Воркуты (помню много композиций с северным сиянием). Обмен опытом давал большой творческий импульс. Все всегда ждали, что нового покажет наша школа. И очень часто это было что-то очень интересное в методике обучения.

Как-то пришлось познакомиться с директором школы-интерната для глухих детей Владимиром Львовичем — очень интересным и любящим своих учеников человеком. Он привлек меня к работе с воспитанниками его школы. Вначале мы устроили в этой школе выставку работ учащихся ДХШ. Потом организовали кружок для талантливых детей интерната. И завязалась дружба на всю жизнь. У меня стали обучаться дети из интерната по 2-3 человека в классе. Это особые дети — дисциплинированные, обязательные, исполнительные, но очень замкнутые. Я придерживалась принципа: этим детям идти в обычную жизнь, им надо научиться общению с окружающим миром. За четыре года обучения в группе обычных детей они учились общаться, дружить, рос их интеллект, талант. К великой моей радости я однажды узнала, что в Павловске (под Санкт-Петербургом) есть художественное училище, в котором обучают таких детей. И мои воспитанники все туда поступали, оседали в Петербурге, становились равноправными членами общества. Писали мне счастливые, влюбленные, радостные письма.

Время летит быстро, я даже не заметила, как сделала одиннадцать выпусков. И вот уже седьмой год работаю со взрослыми в школьной студии, которая называется «Начинающий художник».  Срок обучения здесь один год, всего два предмета — рисунок и живопись. За короткий срок сложно привить вкус к академическому искусству. Практика показала, что для этого одного года недостаточно, и ученики оставались учиться на второй, третий год. В результате я составила программу для второго года. Весной 2015 года мы устроили яркую, разноплановую выставку работ почти всех учеников моих двух групп. В 2016 году состоялась первая, очень интересная персональная выставка ученицы студии «Начинающий художник» Натальи Захаровой.

Теперь немного о своем творчестве — не как педагога, а как художника. Вплотную заниматься живописью я начала поздно, так как много сил и энергии отдавала школе. Но с возрастом появилось сильное желание собственной творческой реализации. Пишу маслом натюрморты, портреты, а пейзаж у меня присутствует почти в каждой работе, как в портрете, так и в натюрморте. Мне нравится создавать в картине ощущение праздника, радости. Поэтому, наверное, я вообще люблю яркую, насыщенную живопись с сюжетным, смысловым содержанием. Очень хочется, чтобы около твоей работы остановились, задумались и прочитали ту мысль, которая заложена в данной картине.  Кроме того, всю жизнь я увлекалась моделированием одежды, шила себе все — от верхней одежды, головных уборов до сумок, брюк, платьев и т. п.

И вот школе 50 лет. Сегодня школа стала несколько иной, может быть, более раскрепощённой, свободной. Правда, дети сейчас особые, сложнее стало с ними работать. При большом современном потоке информации, дети не так остро жаждут новых знаний, как ранее, они менее работоспособны и дисциплинированны, да и в целом менее грамотны. Требуется огромная работа преподавателей по формированию творческой личности ученика, продвижению его по ступенькам роста.

Молодое поколение наших педагогов, без всякого сомнения — творческие люди, педагоги-художники, уверенно преодолевающие сложности в образовании и воспитании подрастающего поколения. Я с великим удовольствием и любовью передаю свою эстафетную палочку в их надёжные руки.