ПУБЛИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«МОЖНО СКАЗАТЬ, МЫ ВЗРОСЛЕЛИ ВМЕСТЕ»

Мануилова Татьяна Ивановна

Статья написана в 2016 году для юбилейной книги ДХШ г. Рыбинска «От основания в новый век», изданной к 50-летию школы.
Мое поступление в художественное училище было по-детски спонтанным. Конечно, я любила рисовать всегда, но ни в кружках, ни в художественных студиях не занималась, потому как наша семья жила в сельской местности, где таких учебных заведений не было. Поэтому ни о какой учебной подготовке к поступлению и не думалось. С 1961 года я жила и училась в Рыбинске. Случайно услышав о Ярославском художественном училище, решила поступать туда после восьмого класса, особенно не рассчитывая на свое счастье. И все-таки я была принята, и жизнь моя окончательно определилась, когда мне было 15 лет. В училище я встретилась с моими главными учителями в искусстве, в творчестве, в профессии. Там в те годы работала «старая гвардия» педагогов, художников, закончивших в свое время лучшие художественные учреждения страны. Юзефа Михайловна Дружинина, Андрей Александрович Чурин, Василий Васильевич Кортович, Валентин Николаевич Леонтьев, Андрей Ильич Смагин — что-то разглядели они во мне, в общем-то, достаточно невежественной в искусстве ученице, поддерживали и помогали мне своим искренним человеческим отношением, конкретными замечаниями. Наверное, эти качества моих преподавателей подспудно стали определяющими в моей будущей учебной практике, положили начало моему пониманию творчества…

Студенческая среда на нашем курсе стала еще одной составляющей моего формирования в училище. Многие из тех, кто учился рядом со мной, были одаренными и подготовленными учениками. Общение с ними, заимствование приемов, подходов к работе было для меня важной ступенью ученичества. Процесс ученичества был всегда связан с посещением выставок в Москве, чтением книг об изобразительном искусстве.

Два класса и два преподавателя (Анатолий Илларионович Попов, Анатолий Андреевич Иванов) — такова была «структура» школы до 1 сентября 1968 года. И все же, несмотря на скромные по всем параметрам «показатели», именно с этого времени начал формироваться коллектив педагогов-единомышленников. С 1968 года нас было уже пятеро, и мы начали создавать программы по всем дисциплинам.

В эти годы учились в школе ребята, впоследствии заявившие о себе как успешные художники: Валерий Цаплин, Евгений Лимарев, Николай Малафеев, Евгений Норинов, Сергей Гусарин, Александр Патраков и другие. Как мне кажется, конкретным толчком к развитию их творческого начала была интенсивная творческая работа педагогов А. И. Попова и П. В. Потурая в их маленьких мастерских рядом с классами. Эстетика старого купеческого особняка на улице Герцена с витой лестницей и её точёными балясинами, с изразцовыми печами и высокими дубовыми дверями создавала особую атмосферу.

Общение преподавателей с учениками не ограничивалось школьными часами. Туристические походы с ночевками, веселые праздники-посвящения для первоклассников, организованные старшими учениками, вечера, приуроченные к знаменательным художественным датам, экскурсии в музеи Москвы и Санкт-Петербурга, в художественные училища и институты и т. д. — все эти события дополняли и разнообразили учебный процесс. Высшей похвалой школе, по моему мнению, являются откровения многих выпускников о том, что учеба в Детской художественной школе явилась одним из лучших воспоминаний детства.
Много лет я преподаю живопись и композицию по программам, созданным в нашей школе, апробированным и скорректированным в течение десятилетий. Программы составлены так, что все предметы связаны между собой тематически, технически; но живопись и композиция, как мне кажется, наиболее близки друг другу, в первую очередь, по эмоциональности восприятия и формированию этого чувства у ребенка в период учебы. На протяжении всех лет обучения создание цветовых образов в композиции и живописи предполагает изучение натуры и собственные творческие поиски ученика. В этой непростой и длительной работе большую роль играет узнавание различных живописных материалов: акварели, гуаши, масляных красок, пастели, цветных карандашей. Мне хочется, чтобы мои ученики подружились с возможностями этих материалов, освоили правила и приемы внутри каждой техники. Мы исследуем возможности фактурного мазка, лессировки, живописи «по-мокрому», мастихина, монотипии и другие техники. И уже к третьему классу у многих складываются живописные предпочтения тому или иному материалу, а через материал — к конкретному предмету. И я думаю, что эта увлеченность разовьется в дальнейшем в более тонкое понимание живописного ремесла и в самостоятельную творческую работу.

Несколько лет назад моим девизом в обучении детей композиции была слова Конфуция: «Обучай того ученика, который способен, узнав про один угол квадрата, представить остальные три». Сейчас я сформулировала бы для себя это изречение несколько иначе: «Обучай всех учеников, чтобы они были способны…» — и далее по тексту. Первый вариант предполагает работу с хорошо подготовленным ребенком с развитым воображением. Мое сегодняшнее убеждение состоит в том, что надо всех стараться подтягивать до этого уровня, тем более что часто дети начинают раскрываться к третьему, четвертому классу. К концу обучения хочется получше разглядеть каждого ребенка как личность, человеческую и творческую, помочь развить его художественные качества. Мне не хочется рассматривать понятие «художник» как узкую специализацию. Творческое, и в том числе художественное начало в ребенке поможет ему исследовать самого себя, свои возможности и предпочтения, выработать самостоятельность мышления.

В 11–16 лет у детей продолжается период накопления информации. В эту копилку знаний и опыта, необходимых для перспективного роста ребенка, наша школа вносит посильную лепту. Воспитание будущих художников в разных областях изобразительного искусства — это замечательно, но еще одна приоритетная задача — просветительская функция в понимании художественных образов, которая помогает сформировать эстетически образованную среду. А именно ее сейчас не хватает в нашем обществе. Кроме того, искусство дает возможность каждому человеку, прикоснувшемуся к нему, прожить более интенсивную, духовно содержательную жизнь.

Себя я не считаю художником — искусством надо жить все 24 часа в сутки. Я преподаватель, имеющий художественное образование. Говорят: «Искусство — это другой тип жизни». Особенно это ощущается, когда пишешь — и неважно, получится или нет. Сам процесс работы захватывает и вызывает состояние, с которым не хочется расставаться. Люблю живопись, цвет, и стараюсь это чувство передать ученикам. Ведь живопись — не просто краска, цвет, а гораздо более широкое понятие. Дюрер считал, что «благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись». То есть познание мира происходит не только научным путем, но и через художественные образы.

Своих выпускников я люблю и помню. Видимо, в силу своего педагогического эгоизма мои ученики всегда казались мне лучше, умнее, способнее других. Складывалось впечатление, что они поворачивались ко мне именно этой, самой лучшей стороной своей личности. Самоотверженные в работе, трудолюбивые ученики, конечно, — благо для преподавателя, и всегда с первого класса эти дети вызывали у меня большое уважение как состоявшиеся взрослые люди. И не имело значения, что хотели они в дальнейшем: иметь художественную специальность или остаться с уровнем знаний детской художественной школы. Обоюдное уважительное отношение школы к ученикам и учеников к школе позволяет поддерживать хорошие отношения с выпускниками на протяжении десятилетий. Так, хотя и изредка, заходит в школу выпускник моего первого выпуска (1972 года) Борис Каминский — театральный художник-постановщик, работавший в Большом, Мариинском и других театрах, лауреат высшей национальной премии «Золотая маска». Регулярно посещает детскую художественную школу и показывает свои новые работы Алексей Орлеанский (1976 года выпуска), окончивший Палехское художественное училище и сейчас в основном занимающийся карточной графикой и восстановлением старых фото с рыбинской тематикой. В моем фонде хранятся, как золотой запас, замечательные работы (и живопись, и графика, и композиции) Ларисы Шакировой, ныне архитектора в Департаменте архитектуры нашего города. Для меня эталоном детского творчества в детской художественной школе являются работы Екатерины Комаровой (2004 года выпуска). Часто показываю своим нынешним ученикам работы Олега Шехурдина (сейчас он — преподаватель в Академии художеств им. Репина), Марины Рехиной (преподает в Российской Академии художеств в Москве).

Сложно назвать всех моих учеников, кто в разные годы учился в школе. Часть из них давно закончила художественные училища и институты, другие имеют специальности, далекие от искусства, кто-то только что поступил учиться в средние и высшие учебные учреждения, и все еще впереди. А в целом, я учила их и училась, глядя на них. Можно сказать, мы взрослели вместе.